Профессиональный стандарт педагога
На педагогическом факультете состоялась форсайт-сессия «Стандарты в образовании. Стандарт «Педагог»
За последние тридцать лет жизнь стремительно изменилась. Интеграционные системы международного экономического, культурного и образовательного пространства интенсивно обновляют условия взаимодействия и взаимного сотрудничества, что в свою очередь требует унифицированной документации и стандартизации. Во все исторические эпохи стандартизация – это признак прогресса, желание вступать в договорные отношения на условиях общепринятых норм.
«В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний, умений и компетенций по обучению и воспитанию. Педагогика – это эффективный способ передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения», - сообщили в своем докладе студентки Наталя Маликова, Ирина Жибоедова и Ангелина Старикова.
Источниками развития и непрерывной мобильности всегда был многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике. Знания фиксировали философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды. Специально организованные исследования позволяли обобщить опыт педагогов-новаторов и педагогов-реформаторов. Так сложилась мировая и отечественная практика воспитания и обучения. Сегодня значение педагогической компаративистики значительно усилилось мегафактором – интернетом. Екатерина Криушичева рассказала о том, что в каждой европейской стране была своя национальная система образования. Но эпоха Болонских соглашений потребовала от стран европейского образовательного пространства упорядочения понятий, таких как высшее образование, формальное, неформальное, информальное образование, шаговая доступность образовательных услуг, специалитет, бакалавриат, направления и профиль подготовки, лиценциат, магистратура, ЕГЭ, комплекс компетенций и др.
Полина Петрова, Ефросинья Ахмедова и Алина Гончарова в своем докладе убедительно показали: сегодня изменилась среда, в которой происходит обучение. Поэтому особенно важно стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания, какое место занимает нравственный выбор и творческое решение задачи педагогом и учеником.
В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Поэтому в Российской Федерации в 2013 году был разработан стандарт «Педагог», который регламентировал требования к компетенциям учителя, который приходит в школу. Подробно изучив этот документ, Анна Литвинова предложила цитату К. Д. Ушинского использовать в качестве кредо каждого педагога: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Студентка справедливо утверждает, что обучаясь в университете, будущий учитель должен освоить весь комплекс компетенций, который необходим для аттестации педагогов образовательных учреждений.
Дмитрий Матусов и Александр Горожанкин отследили и показали однокурсникам, как в течение времени менялся профессиональный стандарт педагога. Так, в 2018 году в документ были внесены дополнения: «учителя…умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.); эффективно взаимодействующие с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.); умеющие работать в инклюзивном классе, где наряду с обычными детьми учатся и те, у кого есть особые потребности, включая ОВЗ».
Две Анастасии - Автономова и Полянина на примере требований к учителю математики и информатики доказали, что сегодня педагог должен владеть современными информационными технологиями, актуальными инновационными педагогическими методиками, которые позволяют вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей. Таким образом, компетенции и навыки, которые требуют ФГОС и профстандарт педагога, нацелены на формирование новой культуры учителя.
Стремительно изменяющаяся ситуация в области образования изменила отношение к документу, в котором первоначально были указаны требования к учителям начальной школы, русского языка и литературы, математики и информатики. Позже были внесены общие дополнения, которые обозначили компетенции всех учителей. Далее регламенты коснулись педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов. В настоящее время стандарт дорабатывается, поскольку требования к качеству образования непрерывно меняются. Пандемия также вносит свои коррективы в документ, ведь современный педагог должен в совершенстве владеть цифровым пространством для того, чтобы эффективно вести образовательную деятельность в дистанционном формате.
Студенческая форсайт-сессия позволила студентам педагогического факультета компетентно обсудить все версии профстандарта и выявить необходимость внимательно отслеживать новые регламенты документов.
24.11.2020
<< Назад к списку | | Просмотров: 340 |
Войти, чтобы оставить комментарий.